гуссерль эдмунд логические исследования т i пролегомены к чистой логике

"Логические исследования" (1900-1901) Эдмунда Гуссерля являются отправной точкой феноменологического движения. Первый том этого труда "Пролегомены к чистой логике" посвящен критике господствовавших на рубеже XIX-XX вв. направлений в теории познания. Главной болезнью философии своего времени Гуссерль называет психологизм - современные ему проекты психологического обоснования логико-математического и философского знания. На примере ведущих логических учений второй половины XIX в. он доказывает, что психологическое и в целом эмпирическое обоснование науки упускает качественное различие между эмпирическим и идеальным познанием, игнорирует особый статус логико-математических законов, ведет к релятивизму в теории познания. В конце первого тома Гуссерль формулирует программу собственного "Наукоучения" - новой науки о науке, нацеленной на исследование априорных условий возможности научного познания. Критика психологизма Гуссерля инициировала широкую дискуссию, в которую было вовлечено большинство ведущих философов начала XX в. Во введении ко второму тому "Логических исследований" разъясняется принцип беспредпосылочности как основной принцип феноменологии и коррелятивное ему основное требование: "К самим вещам!", которое становится лозунгом феноменологического движения. Феноменология вводится как нейтральная наука, которая должна стать основой как логики, так и психологии. Первую часть второго тома составляют пять исследований, объединенных общей темой: корреляция значений как идеальных единств и актов сознания, в которых конституируются значения. В первом исследовании вводятся основные различия: между знаком как указанием и знаком как выражением значения, между значениями в коммуникативной речи и в одинокой душевной жизни, между интенцией значения (пустой интенцией) и осуществлением значения, между значением и предметом. Во втором исследовании рассматривается различие интенции общего и единичного, при этом восприятие полагается в качестве необходимой основы усмотрения сущности. В третьем и четвертом исследовании рассматриваются структурные отношения значений. Введенное в третьем исследовании различие между самостоятельными и несамостоятельными частями подготавливает основное различие четвертого исследования- между самостоятельными и несамостоятельными значениями. Высказывается идея чисто логической грамматики, которая должна установить формальную связь значений и позволить избежать отсутствия смысла и бессмыслицы. В пятом исследовании дан очерк феноменологической теории сознания как связей переживаний и как интенциональных актов. В заключительном, VI исследовании, составившем вторую часть второго тома "Логических исследований", выделяются основные аспекты феноменологического анализа познания. Исходное различие первого раздела - между объективирующими (представление, суждение) и необъективирующими (вопрос, желание, предположение) актами. Исходная проблема - все ли акты или только объективирующие являются носителями значений; только ли в суждении выражаются значения или и в вопросе, желании и т.д.? Проблема познания в узком значении идентификации предмета рассматривается с точки зрения совместимости и конфликта интенций при осуществлении. В связи с этим проводится различие между сигнитивной и интуитивной интенциями и ступенями познания. В заключительной главе I раздела рассматривается идеал адеквации в познании и отношение истины и очевидности. Вводятся четыре понятия истины и проводится различие между бытием в смысле истины и бытием связки в суждении. Размышления Гуссерля о бытии, восходящие к известному кантовскому тезису, оказали большое влияние на постановку вопроса о бытии у Хайдеггера. Во втором разделе усмотрение объективных категориальных форм и идеальной предметности раскрывается как структура категориального созерцания, фундированного в восприятии, но не сводимого ни к чувственным восприятиям, ни к чисто интеллектуальной деятельности. При этом понятия восприятия и созерцания получают необходимое расширение. В третьем, заключительном разделе представлено решение исходной проблемы первого раздела. В качестве приложения Гуссерль представил небольшое сочинение "Внешнее и внутреннее восприятие, физические и психические феномены", в котором дан критический анализ позиции Брентано, а также была предпринята попытка иного способа различения указанных феноменов. Публикуется также гуссерлевский автореферат "Логических исследований". Издание снабжено сопроводительной статьей, предметным и именным указателями к обеим частям второго тома. Полностью на русском языке публикуется впервые. Для студентов и преподавателей гуманитарных специальностей и всех интересующихся современной философией.


Наша продукция:

каллиграфическое написание цифр и математических элементов пропись | прописные буквы прописи для дошкольников 5 6 лет | герасимова анна сергеевна первые уроки рисования | грановская анна владимировна первые уроки творчества от великих художников хiii хvii веков | ивлева в в изучаем цифры | каллиграфические прописи для мальчиков а5 прописные буквы | печатные буквы прописи для дошкольников 5 6 лет | дмитриева валентина геннадьевна рисуем по клеточкам и точкам | моя первая пропись написание цифр | рисуем по клеточкам и точкам с наклейками | султанова марина прописи пишем печатные буквы рабочая тетрадь | дмитриева в г прописи для подготовки к школе | обучающие прописи пишем цифры печатные | славина т н обучающие прописи пишем слоги гласные и согласные | соснина н ред морозные узоры зимние прописи | соснина н ред знакомимся с карамелькой книжка раскраска | попова и первые прописи учусь красиво писать | двинина людмила владимировна дмитриева валентина геннадьевна гофман ольга рафаиловна учим буквы | ивлева валерия владимировна учимся читать | дмитриева валентина геннадьевна азбука для девочек большая книга раскрасок с наклейками | читаем по слогам заюшкина избушка | мишакова е авт сост учусь писать цифры и считать | бортникова елена федоровна проверим подготовку к школе 6 7 лет | полянская м читаем и пишем по английски | дмитриева валентина геннадьевна учим буквы |